Экономический очерк. Строительство


Экономический очерк. Строительство

Экономический очерк. Строительство

Строительство относится к сравнительно быстро растущим отраслям национального хозяйства. Наибольший прирост строительства отмечается на Кубе, где сумма строительно-монтажных работ возросла с 436 млн. песо в 1970 до 1405 млн. песо в 1977. С 1960 по 1977 стоимостный объём строительства (в текущих ценах) в Латинской Америке (без Кубы) возрос в 2,5 раза, составив в 1977 5,7% валового внутреннего продукта региона (23 страны). Относительно высока доля строительства в ВВП на Тринидаде и Тобаго (10% в 1977), Бразилии, Венесуэле и Ямайке (свыше 7%).

В прошлом веке строительство велось в основном частными национальными и иностранными компаниями. Если жилищно-бытовые здания и средние и мелкие промышленные предприятия сооружались главным образом национальным капиталом, то строительство предприятий производств, инфраструктуры (железные дороги, электростанции, телеграф и т. д.) велось преимущественно иностранным капиталом. При этом иностранные компании широко использовали систему национальных субподрядчиков, специализировавшихся на отдельных видах работ (земляных, каменных, плотницких) и поставлявших одновременно и рабочую силу. В крупных городах действовали многочисленные частные, главным образом мелкие строит, компании по производству малярных, паркетных, черепичных и других работ. Существенные сдвиги в строительстве произошли в годы 1-й мировой войны (расширение отраслей лёгкой промышленности) и особенно 2-й мировой войны (сооружение ряда предприятий тяжёлой промышленности и инфраструктуры). Дальнейшее развитие строительства наметилось с середины 1950-х гг., когда интенсивно стали сооружаться крупные промышленные предприятия, гидротехнические комплексы, дорожные, портовые и складские объекты нефте- и газопроводы. Всё более широкое распространение получили индустриальные методы строительства. На 4 страны (Бразилия, Мексика, Венесуэла, Аргентина) в 1977 приходилось 80% общего объёма строительных работ в Латинской Америке.

Таблица 39. Стоимостный объём строительства в странах Латинской Америки (в ценах 1976), млн. долл.

 196019751977
Латинская Америка*72671654418402
В том числе:   
Бразилия297367998361
Мексика95131482996
Венесуэла55713181831
Аргентина96217131668
Колумбия258613592
Перу215618538
Чили397428368
Доминиканская Республика41255286
Эквадор51208231
Уругвай181188201
*23 страны без Кубы.

Источник:
Progreso económico у social en América Latina, Wash., 1977, p. 449.

В строительстве наряду с многочисленными мелкими и средними национальными предприятиями действуют и крупные компании. В Аргентине, Бразилии и Колумбии на 5—6 крупнейших компаний приходится 40—45% общего объёма строительных работ. Сильные позиции в строительстве обеспечили себе иностранные монополии — «Кларк», «Керинг», «Катер-пиллар», «Итон», «Аллис-Чалмерс», «Интернэшонал хаусинг кэпитал» (США), «Течинт» (Италия), «Актума» (Франция) и др.

После 2-й мировой войны большую роль в строительстве начинает играть государство. Разработанные в 1960—70-х гг. во многих странах региона программы национального развития предусматривают государственные инвестиции не только в основные сферы материального производства, базисную инфраструктуру, но и отрасли инфраструктуры (жилищное строительство, развитие систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.). Растущее значение в строительстве приобретают государственные инвестиционные банки — «Банку насионал ду дезенволвименту экономику» (Бразилия), «Насьональ финансьера» (Мексика), «Банко насьональ де десаррольо» (Аргентина), «Корпорасьон венесолана де фоменто» (Венесуэла), «Корпорасьон де фоменто» (Чили) и др. Эти банки экономического развития не только мобилизуют средства для финансирования крупных объектов капитального строительства, но и оказывают техническую помощь частному сектору, в том числе в разработке проектов, поиске подрядчиков и т. д. При этом важным источником их ресурсов служат иностранные кредиты и займы. В отрасли действуют и специальные государственные строительные организации («Институте де кредито территориаль» в Колумбии и т. д.).

Несмотря на рост строительства как отрасли, возведение жилищных и гражданских зданий — наиболее массовый вид строительства — отстаёт от потребностей населения. Массовое, типовое и дешёвое строительство в Латинской Америке осуществляется в недостаточных масштабах, за исключением Кубы (новые жилые массивы в районах Гаваны — Аламар, Гавана-дель-Эсте). В Латинской Америке ведётся в основном индивидуальное строительство дорогостоящих особняков и квартир. Относительная необеспеченность жильём в регионе возрастает. Во многих районах Латинской Америки неудовлетворительно состояние с электро-, газо-, водоснабжением. Развитие строительства тормозится низкой заработной платой в этой отрасли и нехваткой инженерно-технических кадров.

З. И. Романова.


Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1979-1982.

Смотреть что такое "Экономический очерк. Строительство" в других словарях:

  • Африка. Экономический очерк. Строительство — Строительство радиостанции близ Антананариву. Мадагаскар. В колониальный период промышленное строительство и создание производственной инфраструктуры осуществлялись главным образом в портовых центрах и районах развития горнодобывающей… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Экономический очерк. Государственный капитализм — Экономический очерк. Государственный капитализмБольшую роль в экономическом развитии многих стран Латинской Америки играет государство. Через систему находящихся под его контролем предприятий государство оказывает прямое, непосредственное влияние …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Экономический очерк. Нефтеперерабатывающая промышленность — Экономический очерк. Нефтеперерабатывающая промышленностьДоля Латинской Америки в нефтепереработке капиталистического мира составила 15% в 1974 (против 12% в 1937). Добываемая в регионе нефть перерабатывается на 90 нефтеперерабатывающих заводах… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Экономический очерк. Транспорт — Участок Панамериканского шоссе к югу от г. Кито. Эквадор. Экономический очерк. ТранспортТранспортная сеть Латинской Америки начала формироваться в конце XIX — начале XX вв. Строительство железных дорог осуществлялось главным образом… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Экономический очерк. Промышленность строительных материалов — Цементный завод в штате Пернамбуку. Бразилия. Экономический очерк. Промышленность строительных материаловДоля этой отрасли в валовой продукции обрабатывающей промышленности региона составляет 3% (1975). Промышленность строительных материалов… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Экономический очерк. Энергетика — Гидроэлектростанция Илья Солтейра на р. Парана. Бразилия. Экономический очерк. ЭнергетикаДля развития энергетики (основы производственной инфраструктуры) Латинская Америка располагает значительными энергоресурсам, прежде всего нефтью, газом,… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Экономический очерк. Машиностроение — Судоверфь в г. Ангра дус Рейс. Бразилия. Экономический очерк. МашиностроениеМашиностроение — сравнительно новая, быстро развивающаяся отрасль обрабатывающей промышленности Латинской Америки. На неё приходится около 20% валовой продукции… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Экономический очерк — Общая характеристика хозяйства Иностранный капитал Государственный капитализм Промышленность: Энергетика Горнодобывающая промышленность Обрабатывающая промышленность Металлургия Машиностроение Электротехническая и радиоэлектронная промышленность… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Африка. Экономический очерк. Внешнеэкономические связи — Система внешнеэкономических связей стран Африки охватывает внешнюю торговлю, валютно финансовые и кредитные связи, движение капиталов, международные услуги, научно техническое сотрудничество и другие формы экономических отношений. Главное место… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Африка. Экономический очерк. Транспорт и связь — Транспорт. Транспорт. На долю африканских стран приходится не более 6% протяжённости (приведённой) наземной транспортной сети, около 5% объёма грузооборота и 4% пассажирооборота всех видов внутреннего транспорта несоциалистического мира (1980).… …   Энциклопедический справочник «Африка»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.